Хотя по опыту и совершенным путешествиям я являюсь, конечно же, профессиональным
путешественником (в России выше себя признаю лишь Федора Конюхова), но всё-таки
считаю себя путешественником полупрофессиональным (профессиональный – значит, зарабатывающий
этим), так как живу на зарплату госслужащего. В мирной жизни я – ведущий научный
сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН, доктор физико-математических
наук, занимаюсь сверхзвуковой аэродинамикой. Тема моей кандидатской диссертации
(защищенной еще в 1982 г.) была “Устойчивость и переход сверхзвукового пограничного
слоя при теплообмене”, а тема докторской диссертации (защищенной в 2002г.) – “Устойчивость
и переход высокоскоростных пограничных слоев и следов”. Имею более 200 научных работ,
в том числе в ведущих в мире (по моей тематике) журналах, таких как Journal of Fluid
Mechanics (Англия), Physics of Fluids (США), AIAA Journal (США), Jornal of Mechanical Sciences (Англия) и
т.д.
А теперь небольшой исторический экскурс. Родился я 1 января (так что фактически
мой день рождения никогда отдельно не отмечается, а как бы проходит в рамках общей
кампании встречи Нового года) 1955г. в Харькове, там же закончил среднюю школу No.13
и Харьковский Авиационный Институт (самолетостроительный факультет, специализация
– аэродинамика). Хотя был распределен в Дубну (в фирму, занимавшуюся крылатыми ракетами),
дипломную работу попросил делать в Сибирском отделении Академии Наук (в новосибирском
Академгородке). Там мне понравилось, там я остался, там же и поступил в аспирантуру.
Начиная с 7 класса, был круглым отличником, ХАИ закончил с красным дипломом,
а аспирантуру с представлением диссертации. Кроме этого, закончил музыкальную школу
по классу фортепиано, что потом легко позволило мне освоить гитару (что крайне пригодилось
вечерами в туристских походах). Занимался плаванием, шахматами, самбо, регби, велогонками
на шоссе (имел 2 разряд), но особенно серьезно (в студенческие годы) – спортивной
греблей на байдарке (был кандидатом в мастера спорта).
Водным туризмом увлекся в 7 классе. Бывший выпускник нашей школы заманил меня
в секцию при городском Дворце пионеров. Так я и остался в водном туризме (рафтинге,
как более правильно принято говорить сейчас), причем, видимо, навсегда. Кроме водного,
занимался и другими видами туризма и путешествий. Увлекался однодневными велопробегами
(начинал в 6 классе с девяностокилометрового перехода Харьков–Белгород, а кончил
велопробегом Харьков–Донецк–Красноармейск протяженностью 270 км – повторяю, это
за один день). На швертботе “Мева” пересек Азовское море. Получил значок “Альпинист
СССР” в альплагере “Адыл-Су”. Участвовал в лыжном походе на Урале из Азии в Европу.
Зимой в одиночку поднялся на Говерлу, самую высокую вершину советских Карпат, и
заставил себя сделать попытку спуститься с нее на обыкновенных беговых лыжах с мягкими
креплениями. Занимался горными походами (вплоть до IV категории сложности включительно).
Но основным увлечением оставался водный туризм. За период с 1969 по 1996 г.г. руководил
или участвовал в более, чем 150, водных походах и экспедициях (включая как простые
2-3 дневные, так и шестой категории сложности).
Самостоятельные походы начались в 8 классе (когда мама купила нам байдарку “Салют”),
сначала по Харьковской области (рекам Лопань, Мжа, Уды, Харьков, Северский Донец
и другим), затем – по Белгородской (Оскол, тот же Северский Донец), Полтавской (Ворскла)
и Донецкой областям, Подмосковью (Истра).
Это были простые реки, без всяких препятствий. Главное, что мы, школьники, путешествовали
самостоятельно. Мы узнавали окружающий мир, спали в палатках (а сначала даже в байдарках),
сами готовили себе пищу, проводили порой мощные тренировки (по 90-100 км в день
на гладкой воде) и испытывали огромное эстетическое удовольствие от общения с природой.
Собственно, романтика "дальних дорог" и была главной причиной того, что гнало нас
из дома. Каждый вечер мы долго сидели у костра, пили чай, играли на гитаре (это
делать в нашей компании умели почти все) и пели. Большего удовольствия (скажу даже,
кайфа), чем от этих вечерне-ночных “сиделок” у костра с гитарой, бадьей чая и созерцанием
миллиона звёзд на черном небе, я не испытывал в своей жизни; в эти моменты я был
абсолютно счастлив. Со временем маршруты стали усложняться (дважды Южный Буг на
Украине, Нюхча, Илекса, Вама, Водла в Карелии), и потихоньку мы перебрались в горы:
Урал (река Сылва), Саяны (Ус, Енисей), Карпаты (Белый и Черный Черемоши), Кавказ
(Гудиалчай, Раздан, Кура, Теберда, Кубань), Памиро-Алай (Сорбо), Верхоянский хребет
в Якутии (Хандыга).
Нас уже интересовала сложность рек, но она не была главной причиной путешествий.
Мы чередовали сложные походы и простые (Кальмиус и Миус в Донецкой области, река
Молочная на юге Украины). Свою компанию и наши байдарки мы назвали "Трамп", что
по-английски означает "бродяга". Именно "бродить" по всей стране становилось все
интереснее. Отношения в компании были самые дружеские, ведь объединились близкие
по духу люди. В нескольких походах с нами был фокстерьер Микки.
Переехав в Новосибирск, продолжил знакомство с разными горными районами Советского
Союза – Саянами (реки Она, Иркут, Сисим, Ожу, Азас), Горной Шорией (Мрас-Су), Становым
хребтом в Якутии (Тимптон, 600 км в "ненаселенке"), Западным Тянь-Шанем (Арашан).
Но лучше всего я, естественно (в силу географической близости), познакомился с Алтаем.
Здесь сплавлялся по Бие, Песчаной (несколько раз), Черной Убе и Убе, Катуни (с верховьев),
Чуе, Урсулу. Однако с неменьшим удовольствием сплавлялся и по простым рекам – по
Томи, рекам Новосибирской области (Берди и Ине – многократно, Елбани, Буготаку,
Большим Изылам, Оби). Участвовал в горных (пешком) походах по Киргизскому хребту,
в Заилийском Ала-Тау (походы третьей и четвертой категории сложности).
Я все еще был чистым любителем. Мне просто нравилось путешествовать. Но очень
многое изменилось в моем отношении к водному туризму после успешного руководства
походом по Иолдо и Нижнему Курагану (с первопрохождением части маршрута) на Алтае.
Это был мой первый маршрут с элементами высшей (шестой) категории сложности. И проведен
он был весьма удачно, после чего я понял, что могу руководить самыми сложными походами.
Я составил десятку сложнейших водных маршрутов СССР (а это был 1983г.) и решил
пройти их. Этими маршрутами были:
1. Муксу (Памир), 2. Чарын с Майнакским ущельем (Северный Тянь-Шань), 3. Гаумыш,
Ходжаачкан, Сох (Памиро-Алай), 4. Башкаус (Алтай), 5. Чулышман (Алтай), 6. Аргут
(Алтай), 7. Матча, Ягноб, Фандарья, Зеравшан (Памиро-Алай), 8. Обихингоу (Памир),
9. Ойгаинг, Пскем (Западный Тянь-Шань), 10. Большой Нарын, Нарын (Центральный Тянь-Шань).
Кроме этой десятки, мне представлялось необходимым пройти Мажойский каскад Чуи
(четвертую и последнюю водную "шестерку" на Алтае) и Бий-Хем (мечта моей юности,
Саяны). И с этого момента я стал целенаправленно осуществлять свою программу по
покорению сложнейших рек СССР. Правда, сначала (в качестве последней тренировки)
мы сплавились в Западном Тянь-Шане по рекам Сандалаш и Чаткал. А затем – пошло и
поехало... Мажойский каскад Чуи, Бий-Хем, Большой Нарын и Нарын (мое первое официальное
руководство "шестёркой" с официальным первопрохождением каньона "Нарынские водопады",
1985г.), Башкаус, Матча, Ягноб, Фандарья и Зеравшан, Чарын с Майнакским ущельем,
Чулышман, Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан, Сох (при этом первопрохождение всего Гаумыша,
частично Джиалису и Ходжаачкана, июль 1988г.), Муксу (правда, не полностью), Аргут,
Ойгаинг и Пскем. Часть этих походов была откровенной авантюрой. Например,
при полном отсутствии береговой страховки (вся группа состояла из нас двоих) мы
с Володей Касдорфом на катамаране-двойке прошли без обносов Чулышман от Язулу. Не
меньшей авантюрой было безостановочное за полдня (за 8 часов) майское прохождение
с тем же Володей Касдорфом на том же катамаране-двойке девяностокилометрового “шестёрочного”
Большого Каньона на Матче (Памиро-Алай, там, где погиб бывший в свое время весьма
известным водник Брежнев), каньона, который определяет “шестёрочность” всего маршрута
по Матче.
Но мне еще очень хотелось побывать и в Гималаях. Эта горная система издавна манила
меня. Еще в конце семидесятых–начале восьмидесятых годов у меня появилась мечта
– сплавиться с Эвереста. На физической карте Непала я увидел ущелье, по которому
могла бежать река от подножия Эвереста, хотя на этой карте сама река обозначена
не была. В дальнейшем мои догадки подтвердились, а предполагаемой рекой оказалась
Дудх-Коси. Но идея сплава с Эвереста долгое время оставалась для меня просто мечтой,
и реальное ее воплощение не просматривалось. Первым толчком к ее осуществлению послужило
успешное восхождение на Эверест в 1982 году команды альпинистов СССР. Из разных
дневников и воспоминаний участников экспедиции я узнал о существовании реки Дудх-Коси,
о селениях Намчебазар, Тьянгбоче, Лобуче и многое другое. Вторым толчком были выдержки
из книги Майка Джонса "На каяках с Эвереста", опубликованные в "Ветре странствий"
No.22 за 1987г. Я, естественно, заказал в библиотеке им.Ленина в Москве копию с
оригинала книги и прочитал всю книгу на английском языке.
При этом узнал много дополнительных мелких (но весьма полезных) вещей, а заодно
обнаружил некоторые неточности перевода на русский язык в "Ветре странствий". Теперь
я уже весь был во власти идеи сплавиться с Эвереста.
Активному воплощению задуманного способствовала перестройка в СССР. "Железный
занавес" приоткрылся, и появилась реальная возможность вырваться в Непал.
В Москве я познакомился с десятком непальцев. Один из них затем прислал мне и
моему другу Саше Горбу частное приглашение посетить Непал. Весной 1990г. мы впервые
оказались в этой стране (и, кстати, вообще впервые за границей). С первой попытки
(то есть в первый свой приезд в Непал) попасть на Дудх-Коси не удалось (это было
сделано только во вторую мою поездку в Непал весной 1991г.). Зато появилась реальная
возможность начать осуществлять вторую идею, возникшую после того, как я узнал из
примечаний переводчиков книги Майка Джонса о том, что он погиб на реке Бралду в
Каракоруме в 1978г. (с Эвереста он сплавился в 1976г.). Дело в том, что Бралду стекает
со второй вершины мира Чогори. Я подумал, что это неспроста: 1976г. – Эверест, 1978г.
– Чогори, а не планировалась ли в 1979 г. Канченджанга, третья вершина мира? Так
возникла новая мечта, включающая в себя и предыдущую, – сплавиться со всех восьмитысячников
мира. Поэтому, когда в свою первую гималайскую экспедицию попасть на Дудх-Коси не
удалось, я без колебаний переключился на выполнение своей второй задачи. И в этой
первой экспедиции нам удалось спуститься с пятой вершины мира Макалу (по рекам Барун,
Арун) и затем (уже мне в одиночку) с восьмитысячника Шиша Пангма (по рекам Бхоте-Коси
и Сун-Коси).
Во второй непальской экспедиции я все-таки сплавился с Эвереста, а также с Лхотзе
и Чо Ойю (по рекам Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси и Сапт-Коси),
Канченджанги (по Тамуру) и Аннапурны (по Марсиангди). Причем сплав с Эвереста я
начал от ледника Кхумбу на высоте 4600 м (именно здесь начиналась река), а закончил
в Чатаре на высоте 100 м над уровнем моря. Первая моя мечта была осуществлена! И
я продолжил реализацию своей второй задачи.
Третью непальскую экспедицию (август-сентябрь 1991г.) я посвятил сплавам с вершин
Манаслу (по реке Бури Гандаки), Дхаулагири (по Миагди, Рахугхат Кхоле, Кали Гандаки),
Аннапурна (по Моди, Марсиангди); индийскую экспедицию (октябрь 1991г.) в Гималаях
– спуску с Канченджанги (по Тисте в штатах Сикким и Западная Бенгалия); пакистанскую
(июнь 1992г.) и китайскую (октябрь 1992г.) экспедиции – сплавам с четырех каракорумских
восьмитысячников (Чогори, Брод-Пик, Гашербрум-1, Гашербрум-2) по рекам Бралду, Шигар,
Инд (в Пакистане) и Яркенд (в Китае), а также (в Пакистане) с Нанга Парбат в Гималаях
по Бунару и Инду.
Вот таким образом и оказались осуществленными обе мои мечты. Однако (опять же
по аналогии с еще одной популярной задумкой альпинистов всего мира) еще в 1990 г.
у меня появилась третья мечта – сплавиться с самых высоких вершин всех континентов
(за исключением, разумеется, Антарктиды, где нет рек) и Океании. И с января 1993г.
я приступил к осуществлению этой идеи. Сначала я сплавился в Аргентине с Аконкагуа
– самой высокой вершины Южной Америки – по рекам Орконес, Лас Куэвас и Мендоса,
а затем последовали сплавы в Африке (в Танзании с Килиманджаро по реке Каранга,
февраль 1993г.), Северной Америке (на Аляске, США, с Мак-Кинли по рекам Мак-Кинли
и Кантишна, июль-август 1993г.), Западной Европе (в Италии с Монблана по Дора-Бальтеа,
октябрь 1993г.) и Восточной Европе (повторно с Эльбруса по Баксану, а ранее – по
Кубани), Австралии (с Косцюшко по реке Сноуи, декабрь 1994г.), Океании (в Индонезии
на острове Новая Гвинея с Джаи по рекам Кемабу, Дарево и Айква, июль 1995г.). Кроме
того, я сплавился в Перу по верховьям Амазонки (Мараньону, март 1993г.), в Японии
по реке Хиросэ (сентябрь 1994г.) и в Эфиопии по Голубому Нилу (Аббаю, декабрь 1995г.).
Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Сразу после успешного сплава в
1991 г. в Непале с Эвереста я стал мечтать спуститься с него в Тибете по рекам Ронг
Чу и Пхунг Чу (по второму из двух водных маршрутов с Эвереста, никем не пройденному).
И это мне удалось сделать в сентябре 1996 г., при этом установив новый рекорд высокогорности
сплава (начав маршрут от ледника Восточный Ронгбук на высоте 5600 м). А перед этим
я сделал первопрохождение рек Чогир и Шаксгам, стекающих в Китай со второй вершины
мира К-2 (Чогори).
О своих заграничных водных экспедициях я написал и издал в 1997г. книгу “На катамаране
с высочайших вершин мира”, которую любой уважающий себя российский сплавщик по горным
рекам обязан прочитать и знать её содержание.
После того, как в рафтинге я сделал всё, что можно как-то заформализировать (сплав
со всех восьмитысячников и самых высоких вершин всех континентов, сплавы-первопрохождения
в Китае с двух самых высоких вершин мира – Эвереста и Чогори, спуск по горным истокам
двух величайших рек мира – Амазонки и Нила, наконец, я установил в Тибете рекорд
высокогорности сплава – 5600 м), меня потянуло к другим видам экспедиций. В первую
очередь речь шла, конечно же, о кругосветном путешествии.
Но какой способ передвижения выбрать? Пешком? Нет, это займет всю жизнь. На велосипеде?
В принципе, для меня это – приемлемый вариант (будучи студентом, я серьезно занимался
велогонками на шоссе, мой рекорд, как я уже писал – 270 км за один день), но все
равно долго (если делать настоящую кругосветку, то на это при отсутствии большой
финансовой поддержки уйдет лет пять). Оставался вариант путешествия на автомобиле.
Он казался наиболее привлекательным еще и потому, что никто из России (и Советского
Союза) до этого автокругосветок не совершал (хотя это удавалось сделать людям из
других стран). Мне, естественно, хотелось пройти необычный маршрут, по которому
никто никогда не путешествовал. К тому же я обратил внимание на то, что в ранее
совершенных кругосветках точки начала и конца пути по разным материкам были произвольными,
никак не заформализованными. Поэтому я решил проехать по всем континентам между
крайними точками в том направлении, в котором эти континенты вытянуты, то есть пересечь
оба американских материка от самой северной окраины Северной Америки до самой южной
точки Южной Америки (естественно, куда можно добраться на автомобиле), пересечь
Африку от самой южной ее точки до самой северной, Евразию – от самой западной до
самой восточной (из доступных на легковой машине), а Австралию – от самой восточной
до самой западной (либо вообще объехать ее по периметру). В дальнейшем появилась
и новая идея – “перекрестить” все континенты, то есть проехать их и с юга на север
(или наоборот), и с запада на восток (или наоборот).
И я приступил к осуществлению своего проекта. 25 сентября 1997 года вылетел в
Анкоридж (Аляска)…
Что именно происходило дальше, вы можете узнать из моей книги “Вокруг света на
автомобиле”, которая вышла в свет в 2002г. Но резюмируя результаты этого путешествия,
я могу сказать следующее.
Мне удалось в течение 4 лет совершить первое в истории России кругосветное путешествие
на автомобиле (причем, двойное) по совершенно оригинальному маршруту – через крайние
точки континентов. Я “окрестил” все континенты, то есть пересёк их на машине как
с севера на юг (или наоборот), так и с запада на восток (или наоборот). Я проехал
от самой северной точки Северной Америки, достижимой на легковом автомобиле (от
залива Прадху Бэй на Северном Ледовитом океане, Аляска, США) до самой южной точки
Южной Америки, до которой можно добраться на автомашине (селения Лапатайя, остров
Огненная Земля, Аргентина), от самой южной точки Африки (мыса Игольный, ЮАР) до
самой ее северной точки (мыса Рас-Энгела, Тунис), от самой западной точки Евразии
(мыса Рока, Португалия) до Магадана (с видом на Аляску, где маршрут начинал) и поселка
Галимый (Магаданская область) – самой восточной точки Евразии, куда можно доехать
на легковом автомобиле, от самой восточной точки Австралии (мыса Байрон) до самой
ее западной точки (мыса Стиип Пойнт). Кроме этого, я пересёк Австралию от самой
северной её точки (мыса Йорк) до самой южной (Саут Пойнт), проехал через Индонезию
и от самой южной точки Азии (и Евразии, мыса Пиай, Малайзия) через Юго-Восточную
Азию, Центральную Азию и Северную Европу до самой северной точки Европы (мыса Нордкин,
Норвегия) и самой северной точки Евразии, достижимой на легковом автомобиле (мыса
Нордкап, Норвегия), пересёк Африку с востока на запад от Сомали до Дакара, Северную
Америку от залива Анкор (Аляска, США) до Сент-Джонса (Канада), а также Южную Америку
с запада на восток – от её самой западной точки (мыса Париньяс, Перу) до самой восточной
точки (мыса Кабу-Бранку, Бразилия). Я пересек более шести десятков стран – США,
Канаду, Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму,
Колумбию, Эквадор, Перу, Чили, Аргентину, ЮАР, Зимбабве, Замбию, Танзанию, Кению,
Уганду, Эфиопию, Судан, Египет, Ливию, Тунис, Италию, Португалию, Испанию, Францию,
Бельгию, Люксембург, Германию, Чехию, Словакию, Украину, Россию, Монголию, Австралию,
Индонезию, Малайзию, Таиланд, Мьянму, Бангладеш, Индию, Непал, Китай, Казахстан,
Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Молдавию, Белоруссию, Финляндию, Норвегию, Алжир,
Мали, Гвинею, Сенегал, Боливию, Парагвай, Уругвай и Бразилию, проехав при этом около
160 тыс.км. Кстати, во время своего путешествия я сплавился на катамаране по рекам
Клуэйн (Канада), Колорадо (США), Мачангара (Эквадор) и другим и на плоту по Замбези (Зимбабве/Замбия).
А в июле 2003г. вместе с Владимиром Вдовиным (тоже из Новосибирска) я повторил
пеше-водный путь следования (в частности, сплав по реке Юкон) к устью Клондайка
(расположенного в провинции Юкон, Канада) золотоискателей времен “золотой лихорадки”
1897-1898г.г. Поднявшись пешком на перевал Уайт (Белый), мы двинулись вдоль канадско-американской
границы по Береговым Горам (с многочисленными ледниками и снежниками) и достигли
перевала, ведущего к Чилкутской тропе. Затем спустились к озеру Марш, откуда сплавились
по Юкону на каяках до Доусона (расположенного в устье Клондайка) – центра “золотой
лихорадки”.
Затем был выполнен проект “Из недр Земли в стратосферу (спуск-подъём на 20 км)”
со спуском на глубину 3,5 км (в самой глубокой в мире шахте “Мпоненг Майн“ (ЮАР)),
авто-водным путешествием от ЮАР до России и подъёмом на МиГ-29 на высоту 16,5 км.
Также была проведена кругосветка на велосипеде.
Затем я совершил кругосветное путешествие вдоль экватора (с максимальным от него
отклонением 2 градуса).
И, наконец, я посетил все 195 официальных стран (193 члена ООН и 2 наблюдателей
ООН).
За свою жизнь я провёл очень много путешествий. Однако останавливаться на достигнутом
пока еще не хочу, да и не могу. Новые путешествия влекут меня, зовут в дорогу.
И скажу одно. В любом случае просто путешествовать и ходить в походы я буду до
конца своих дней. Ведь для меня путешествия – это действительно образ жизни.
ФОРМАЛЬНЫЕ ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЙ ВЛАДИМИРА ЛЫСЕНКО
Сплав по горным рекам:
РЕКИ, ПО КОТОРЫМ СПЛАВИЛСЯ СО ВСЕХ ВОСЬМИТЫСЯЧНИКОВ:
№ |
Вершина |
Реки |
1 |
Эверест (8848м) |
a) Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси, Сапт-Коси (Непал); б) Восточная Ронг Чу, Ронг Чу, Пхунг Чу (Китай), Aрун, Сапт-Коси (Непал) |
2 |
K-2 (Чогори) (8611м) |
a) Бралду, Шигар, Инд (Пакистан); б) Чогир (K-2), Шаксгам, Яркенд (Китай) |
3 |
Kaнченджанга (8586м) |
a) Taмур (Непал); б) Tиста (Индия) |
4 |
Лхотзе (8516м) |
Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси (Непал) |
5 |
Maкалу (8463м) |
Барун, Aрун (Непал) |
6 |
Чо Oйю (8201м) |
Дудх-Коси, Сун-Коси (Непал) |
7 |
Дхаулагири (8167м) |
a) Mиагди, Kaли Гандаки (Непал); б) Рахугхат Кхола, Kaли Гандаки (Непал) |
8 |
Maнаслу (8156м) |
a) Бури Гандаки, Tрисули (Непал); б) Maрсиангди, Tрисули (Непал) |
9 |
Нанга Парбат (8125м) |
Бунар, Инд (Пакистан) |
10 |
Aннапурна (8091м) |
a) Maрсиангди, Tрисули (Непал); б) Moди, Kaли Гандаки (Непал); в) Kaли Гандаки (Непал) |
11 |
Гaшербрум-1 (8068м) |
|
12 |
Брод-Пик (8049м) |
a) Бралду, Шигар, Инд (Пакистан); |
13 |
Гaшербрум-2 (8035м) |
б) Шаксгам, Яркенд (Китай) |
14 |
Шиша Пангма (8013м) |
Бхоте-Коси, Сун-Коси (Непал) |
РЕКИ, ПО КОТОРЫМ СПЛАВИЛСЯ С САМЫХ ВЫСОКИХ ВЕРШИН ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ И ОКЕАНИИ
№ |
Континент |
Вершина |
Реки |
1 |
Aзия |
Эверест (8848м) |
a) Лобуче Кхола, Имджа Кхола, Дудх-Коси, Сун-Коси, Сапт-Коси (Непал); б) Восточная Ронг Чу, Ронг Чу, Пхунг Чу (Китай), Aрун, Сапт-Коси (Непал) |
2 |
Южная Америка |
Аконкагуа (6960м) |
Oрконес, Лас Куэвас, Meндоса (Aргентина) |
3 |
Северная Америка |
Мак-Кинли (6194м) |
Мак-Кинли, Kaнтишна (США) |
4 |
Aфрика |
Kилиманджаро (5896м) |
Kaранга (Taнзания) |
5 |
Eвропа |
1)Эльбрус (5642м) 2)Moнблан (4807м) |
Баксан; Kубань (Россия); Дора Бальтеа (Италия) |
6 |
Aвстралия |
Koсцюшко (2230м) |
Сноуи (Aвстралия) |
7 |
Oкеания |
Джая (5030м) |
Keмабу, Дарево, Айква (Индонезия) |
ГОРНЫЕ ИСТОКИ ДВУХ ВЕЛИЧАЙШИХ РЕК МИРА, ПО КОТОРЫМ СПЛАВИЛСЯ:
№ |
Река |
Исток |
Страна |
1 |
Амазонка |
Мараньон |
Перу |
2 |
Нил |
Голубой Нил |
Эфиопия |
МИРОВОЙ РЕКОРД ВЫСОКОГОРНОСТИ СПЛАВА ПО ГОРНЫМ РЕКАМ (5600 МЕТРОВ) УСТАНОВЛЕН В ТИБЕТЕ (КИТАЙ) 1.09.1996г. НА РЕКЕ ВОСТОЧНАЯ РОНГ ЧУ ПРИ СПЛАВЕ С ЭВЕРЕСТА.
Кругосветное путешествие на автомобиле
(сентябрь 1997г. – август 2001г.) через крайние точки Северной и Южной Америк, Африки, Евразии и Австралии, через страны:
(1)США, (2)Канада, (3)Мексика, (4)Гватемала, (5)Сальвадор, (6)Гондурас, (7)Никарагуа, (8)Коста-Рика, (9)Панама, (10)Колумбия, (11)Эквадор, (12)Перу, (13)Чили, (14)Аргентина, (15)ЮАР, (16)Зимбабве, (17)Замбия, (18)Танзания, (19)Кения, (20)Уганда, (21)Эфиопия, (22)Судан, (23)Египет, (24)Ливия, (25)Тунис, (26)Италия, (27)Поpтугалия, (28)Испания, (29)Фpанция, (30)Бельгия, (31)Люксембуpг, (32)Геpмания, (33)Чехия, (34)Словакия, (35)Укpаина, (36)Россия, (37)Монголия, (38)Австралия, (39)Индонезия, (40)Малайзия, (41)Таиланд, (42)Мьянма, (43)Бангладеш, (44)Индия, (45)Непал, (46)Китай, (47)Казахстан, (48)Киргизия, (49)Узбекистан, (50)Таджикистан, (51)Молдавия, (52)Белоруссия, (53)Финляндия, (54)Норвегия, (55)Алжир, (56)Мали, (57)Гвинея, (58)Сенегал, (59)Боливия, (60)Парагвай, (61)Уругвай, (62)Бразилия.
Владимир совершил первое в истории России автомобильное кругосветное путешествие по оригинальному маршруту — через крайние точки континентов: он “перекрестил” все континенты, то есть пересёк их на автомобиле как с севера на юг (или наоборот), так и с запада на восток (или наоборот).
Он проехал от самой северной точки Северной Америки, достижимой на легковом автомобиле (от залива Прадху Бэй на Северном Ледовитом океане, Аляска, США) до самой южной точки Южной Америки, до которой возможно доехать на автомашине (селения Лапатайя, остров Огненная Земля, Аргентина), от самой южной точки Африки (мыса Игольный, ЮАР) до самой её северной точки (мыса Рас-Энгела, Тунис), от самой западной точки Евразии (мыса Рока, Португалия) до Магадана (с видом на Аляску, где Лысенко маршрут начинал) и посёлка Галимый (Магаданская область) — самой восточной точки Евразии, куда можно доехать на легковом автомобиле, от самой восточной точки Австралии (мыса Байрон) до самой её западной точки (мыса Стиип Пойнт) и от самой северной точки Австралии (мыса Йорк) до самой её южной (Саут Пойнт), затем через Индонезию и от самой южной точки Азии (мыса Пиай, Малайзия) через Юго-Восточную Азию, Китай, Среднюю Азию и Северную Европу до самой северной точки Европы (мыса Нордкап в Норвегии), проехал через Африку с востока на запад от Сомали до Конакри и Дакара, а также через Северную Америку с запада на восток от залива Анкор (на Аляске) до Сент-Джонса (Канада) и через Южную Америку от мыса Париньяс (Перу, самой западной точки континента) до мыса Кабу-Бранку (Бразилия) — самой восточной точки Америки. Протяженность кругосветки Владимира составила около 160 тыс.км.
Проект "Из недр Земли в стратосферу"
В рамках проекта «Из недр Земли в стратосферу» Лысенко (в 2004г.) спустился на дно шахты «Мпоненг Майн» в Карлетонвиле (ЮАР) на глубину 3,5 км, на машине (в ДРК он также использовал катер) проехал через ЮАР, Намибию, Анголу, Конго (Браззавиль), ДРК-Заир, Уганду, Кению, Эфиопию, Судан, Египет, Иорданию, Сирию, Ливан и Турцию до Москвы и сделал серию подъемов на самолете на высоту 11-16,5 км. Максимальный перепад высот на маршруте (со дна шахты в стратосферу) составил 3,5 км + 16,5 км = 20 км, а перепад температур — 58º+|-56º|=114ºС.
Велосипедная кругосветка
В 2006-2011г.г. Владимир совершил кругосветное путешествие на велосипеде – пересек Евразию (от Владивостока до Тарифы, Испания), проехал по Африке (Марокко, Западной Сахаре), Южной Америке, Северной Америке, Австралии, тихоокеанским островам (Кирибати, Науру). Протяженность маршрута составила более 41800 км. Лысенко проехал через 29 стран – Россию, Монголию, Казахстан, Украину, Словакию, Австрию, Германию, Лихтенштейн, Швейцарию, Италию, Францию, Испанию, Марокко, Сан-Томе и Принсипи, Аргентину, Чили, Перу, Эквадор, Сальвадор, Гватемалу, Белиз, Мексику, США, Кирибати, Науру, Новую Зеландию, Австралию, Индонезию и КНДР.
Кругосветка по экватору
В период с 2004г. по 2012г. за 260 экспедиционных дней Владимир совершил кругосветное путешествие по экватору (с отклонением от него не более 2 градусов) с запада на восток. Он пересек (на моторном судне, яхте, автомобиле, велосипеде, пешком и на каяке) Африку (Габон, Конго, ДРК, Уганду, Кению), Индийский океан, Индонезию, Тихий океан (в т.ч. Науру и Кирибати), Южную Америку (Эквадор, Колумбию, Бразилию) и Атлантический океан (в т.ч. Сан-Томе и Принсипи). Было пройдено по экватору 40076 км, из них на моторных судах — 23500 км, на моторной лодке — 7260 км, на автомашине — 4500 км, на яхте — 4170 км, пешком — 450 км, на велосипеде — 180 км, на каноэ и каяке — 16 км. В пути не обошлось без проблем — в Африке на машине Лысенко пересекал ДРК (экс-Заир), где ещё звучали отголоски войны, а в Южной Америке в Колумбии сплавлялся на моторке по зоне, контролируемой партизанами ФАРК (Революционной Армии Колумбии), которые захватывают туристов в качестве заложников (пришлось идти днем на моторке, не приставая к берегу).
Владимир посетил все 195 стран – членов и наблюдателей ООН.
INFORMATION ABOUT TRAVELLER VLADIMIR LYSENKO (RUSSIA)
The information about Lysenko’s record achievements:
Rafting
(I) During 1990-1992 (additionally 1996) Vladimir became the first man all over the world, who had rafted down all fourteen more-than-8,000-meters peaks over the world. There is the list of rivers rafted by him from all more-than-8,000meters peaks:
1. Everest(8848m) -
a) Lobuche Khola, Imja Khola, Dudh-Kosi, Sun-Kosi, Sapt-Kosi (Nepal)
b) Rong Chu, Phung Chu (China), Arun, Sapt-Kosi (Nepal)
2. K-2(Qogir)(8611m) -
a) Braldu, Shigar, Indus (Pakistan)
b) Chogir(K-2), Shaksgam, Yarkand (China)
3. Kangchenjunga(8586m) -
a) Tamur (Nepal)
b) Tista (India)
4. Lhotse(8516m) - Imja Khola, Dudh-Kosi, Sun-Kosi (Nepal)
5. Makalu(8463m) - Barun, Arun (Nepal)
6. Cho Oyu(8201m) - Dudh-Kosi, Sun-Kosi (Nepal)
7. Dhaulagiri(8167m) -
a) Myagdi, Kali Gandaki (Nepal)
b) Rahughat Khola, Trisuli (Nepal)
8. Manaslu(8156m) -
a) Buri Gandaki, Trisuli (Nepal)
b) Marsyangdi, Trisuli (Nepal)
9. Nanga Parbat(8125m) - Bunar, Indus (Pakistan)
10. Annapurna(8091m) -
a) Marsyangdi, Trisuli (Nepal)
b) Modi, Kali Gandaki (Nepal)
c) Kali Gandaki (Nepal)
11. Gasherbrum-1(8068m) - a) Braldu, Shigar, Indus (Pakistan)
12. Broad Peak(8049m) - b) Shaksgam, Yarkand (China)
13. Gasherbrum-2(8035m) -
14. Shisha Pangma(8013m) - Bhote-Kosi, Sun-Kosi (Nepal)
(II) Then during 1991, 1993-1995 (additionally 1996) Lysenko became the first man all over the world, who had rafted down the highest peaks of all continents (excluding Antarctic, where are not rivers) and Oceania (instead of Antarctic). There is the
list of rivers rafted by him from the highest peaks of all continents and Oceania:
1. Asia
Everest(8848m) -
a)Lobuche Khola, Imja Khola, Dudh-Kosi, Sun-Kosi, Sapt-Kosi (Nepal)
b)Rong Chu, Phung Chu (China), Arun, Sapt-Kosi (Nepal)
2. South America
Aconcagua(6960m) - Orcones, Las Cuevas, Mendosa (Argentina)
3. North America
McKinley(6194m) - McKinley, Kantishna (USA)
4. Africa
Kilimanjaro(5896m) - Karanga (Tanzania)
5. Europe
Elbrus(5642m) - Baksan; Kuban (Russia)
Mont Blanc(4807m) - Dora Baltea (Italy)
6. Australia
Kosciusko(2230m) - Snowy (Australia)
7. Oceania
Jaya(5030m) - Kemabu, Darewo (Indonesia)
(III) In April-May 1991, during the rafting down Mt.Everest in Nepal on the Lobuche Khola, Imja Khola, Dudh-Kosi, Sun-Kosi and Sapt-Kosi Rivers, Vladimir had achieved new world’s record of height difference during a rafting - 4,500m (he had started to raft from Dughla on the Khumbu Glacier at the height of 4,600m and had finished in Chatara at the height of 100m).
(IV) And, at last, in September 1996 Dr.Lysenko have beaten the Guinness-Book record of high-altitude rafting (the previous record belonged to Mike-Jones team from England - rafting down Mt.Everest in Nepal in September 1976 from the height of 5,334m) - Lysenko had started to raft down Mt.Everest on Rongbuk Glacier in Tibet on the Eastern Rong Chu River from the height of 5,600m.
Circumnavigation in a car
Beginning from September 1997 (with finish in Augustl 2001), Lysenko made the ROUND-THE-WORLD CAR TOUR and had crossed 62 countries:
(1)USA, (2)Canada, (3)Mexico,(4)Guatemala, (5)Salvador, (6)Honduras, (7)Nicaragua, (8)Costa Rica, (9)Panama. (10)Colombia, (11)Equador, (12)Peru, (13)Chile, (14)Argentina, (15)South Africa, (16)Zimbabwe, (17)Zambia, (18)Tanzania, (19)Kenya, (20)Uganda, (21)Ethiopia, (22)Sudan, (23)Egypt, (24)Libya, (25)Tunis, (26)Italy, (27)Portugal, (28)Spain, (29)France, (30)Belgium, (31)Luxemburg, (32)Germany, (33)Czech Republic, (34)Slovakia, (35)Ukraine, (36)Russia, (37)Mongolia, (38)Australia, (39)Indonesia, (40)Malaysia, (41)Thailand, (42)Myanmar, (43)Bangladesh, (44)India, (45)Nepal, (46)China, (47)Kazakhstan, (48)Kirghizia, (49)Uzbekistan, (50)Tadjikistan, (51)Moldavia, (52)Byelorussia, (53)Finland, (54)Norway, (55)Algeria, (56)Mali, (57)Guinea, (58)Senegal, (59)Bolivia, (60)Paraguay, (61)Uruguay, (62)Brazil.
Vladimir made the extraordinary double Round-the-world car tour and made the sign of the cross over all continents – he have crossed these continents from-and-to their extreme points, which it is possible to reach in a car. He had crossed: (a)America from Pradho Bay (Arctic Ocean, Alaska, USA) to Fiery Land island (Lapataia, Argentina), (b)Africa from Aghulas Cape (South Africa, the southest point of Africa) to Ras-Angela Cape (Tunis, the northest point of Africa), (c)Europe&Asia from Roca Cape (Portugal, the westernest point of Europe) to Galimiy (Russia, the easternest point of Asia, which it is possible to reach in a car) and Magadan, (d)Australia from Cape Byron (the easternest point of Australia) to Steep Point (the westernest point). Then Lysenko have crossed also Australia from Cape York (the northest point) to South Point (the southest point), Indonesia (Island Jawa) and Europe&Asia from Cape Piai (Malaysia, the southest point of Asia) to Cape Nordkap (Norway, the northest point of Europe and the northest point of Europe&Asia, which it is possible to reach in a car), have crossed Africa in a westerly direction from Somali to Dakar, North America from Anchor Bay (Alaska, USA) to Sent Johnes (Canada) and South America from the west to the east - from Cape Parinyas (Peru, westernest point of South America) to Cape Cabo Branko (Brazil) (the easternest point of America). Total length of route is 160,000 kilometers.
The path of Gold Rush
In 2003 Lysenko duplicated the path of the Klondike Gold Rush of 1897–1898, travelling by foot and kayak.
Project "From Earth's Bowels to Stratosphere"
In his project titled "From Earth's bowels to stratosphere", Lysenko descended (in 2004) to the bottom of the world's deepest mine, the Mponeng Gold Mine in Carletonville (South Africa), a depth of 3.4615 kilometers (2.1509 mi) below ground. Then he had traveled in a car from Carletonville to Moscow, passing through South Africa, Namibia, Angola, the Congo, Zaire, Kenya, Ethiopia, Sudan, Egypy, Jordan, Syria, Lebanon, Turkey, Azerbaijan, and Russia. And then Lysenko made a series of lifting by various planes to the stratosphere (to the height of 11-16,5 km). Difference of altitudes on this route (from the mine bottom to the stratosphere) was 3.5 + 16.5 = 20 kilometers (12 mi), and difference of temperatures 58?+ |-56?| = 114?С.
Circumnavigation on a bicycle
The start was in Vladivostok (Russia) in 2006. Lysenko has ridden 41,800 kilometers (26,000 mi) on a bicycle. He has cycled via 29 countries - Russia, Mongolia, Kazakhstan, Ukraine, Slovakia, Austria, Germany, Liechtenstein, Switzerland, Italy, France, Spain, Morocco (and Western Sahara), Sao Tome and Principe, Argentina, Chile, Peru, Ecuador, El Salvador, Guatemala, Belize, Mexico, the United States, Kiribati, Nauru, New Zealand, Australia, Indonesia, North Korea.
Circumnavigation along the equator
Lysenko had circumnavigated the globe from west to east, straying no more than two degrees of latitude from the Equator. Starting in Libreville (Gabon), Vladimir had successfully crossed (in a car, a motor boat, a yacht, a ship, a kayak, a bicycle, and by foot) Africa (from Libreville (Gabon) to Kiunga (Kenya) through Gabon, Republic of Congo, Democratic Republic of Congo, Uganda and Kenya), Indian Ocean, Indonesia (from Padang to Biak), Pacific Ocean, South America (from Pedernales (Ecuador) to Macapa (Brazil) through Ecuador, Colombia and Brazil) and Atlantic Ocean with finish in Libreville in 2012.[
Vladimir visited all 195 countries – UN members and observers.
Dr.Lysenko’s e-mail address is vl@itam.nsc.ru