Разделы:



E-mail:
vl@itam.nsc.ru

Союз Кругосветчиков России

Виктор Языков / Союз Кругосветчиков России

Виктор Языков. Биография

Биография Виктора Языкова (по версии его брата Анатолия)

Виктор родился 29 октября 1948 года. Лазаревское - его место рождения - тогда называлось курортным поселком, а сейчас - это район города Сочи. В семье был старшим, потом родились еще два брата - я (Анатолий) и младший, Станислав.

Отец Аркадий Семенович - человек веселого нрава, отличный столяр и плотник. От него Витя унаследовал любовь к древесине и виртуозное владение шкипарем (с двух рук, между прочим). Мать Нина Ивановна по образованию учитель. Человек добрый, но достаточно строгий, властный и упрямый. От нее Виктору досталась сила характера.

Воспитывали они нас каждый по-своему, неприхотливо. От отца за шалости изредка доставался подзатыльник, реже, за очень серьезные проступки - ремень. От матери - "нотации" - довольно частая, длинная и неприятная процедура. Основное воспитание - это, конечно же, ежедневные домашние обязанности и работа по дому. Так как наше раннее детство совпало со строительством дома, то работы было предостаточно. А работа в саду и огороде вносила необходимое разнообразие.

О море Виктор мечтал с тех пор, как я себя помню. Его любимые книги - о море, любимый писатель - Джек Лондон, любимый зверь - волк. Нет, конечно же, характер у него не волчий, и он не похож на "морского волка" - персонажа своего любимого писателя, но силой характера с ним поспорит запросто. Когда в 1960 году впервые в одиночной гонке четыре яхтсмена преодолевали Атлантику, Виктор осознал цель своей жизни - повторить их подвиг, пересечь в одиночку Атлантический океан.

При Лазаревской верфи был яхтклуб. Именно здесь он впервые овладел навыками обращения с парусами. Став постарше, пошел на верфь работать шлюпочником. Надо сказать, что на верфи, каждый в свое время, работали и отец, и мать, и младший брат Станислав. Своего рода второй дом. Витя здесь строил шлюпки, учился строить швертботы и яхты. Потом сам, во дворе дома, построил свой первый швертботик. Затем построил катамаран "Колибри" - уже как положено, по чертежам. После этот катамаранчик сгнил на крыше домика погранзаставы, куда был помещен за несанкционированный выход в море.

Дальше - служба в армии. Служил в ВДВ, демобилизовался старшиной роты десантников.

После службы уехал на Дальний Восток, закончил в Находке мореходное училище и ходил в море на сейнерах. Но паруса тянули всё сильнее. Оставил рыбацкую профессию и ушел работать в яхтклуб при порте Находки. Ходил на яхтах по дальневосточным морям, строил яхты. Дважды за это время побывал с дружескими визитами на яхтах в Японии, в том числе и в должности капитана яхты. Там же нашел себе семью, а нам новых родственников - жену Людмилу и сына Алешку.

Потом вернулся в Лазаревское и сразу же начал воплощать свою давнюю мечту - строить собственную яхту. С проектом помог ленинградский конструктор Стружилин. Я, к сожалению, не очень хорошо его помню - раза два всего встречался, но Виктору он очень тогда помог и советами, и дельными вещами для яхты, за что Виктор ему очень благодарен и по сей день.

Одновременно с разработкой проекта началась заготовка материала для изготовления яхты. Основной материал - знаменитый кавказский каштан. Дерево, которое почти не поддается гниению, в нем не заводятся древоточцы. Построенные из каштана дома стоят веками, шлюпки и суда получаются крепкими и надежными. Единственный недостаток - дерево выделяет при намокании краситель, поэтому его необходимо вымачивать.

Началась эпопея с каштаном: поиск подходящих, заваленных ветром деревьев, раскряжевка, транспортировка, распиловка, отбраковка, вымачивание, сушка. Затем снова распиловка на рейку, снова отбраковка и сушка. Заготовка материала для корпуса и палубы заняла более двух лет. Параллельно готовились детали набора: киль, шпангоуты, кницы, был также сделан транец - краса яхты. Транец был обшит красным деревом, покрыт в несколько слоев бесцветным лаком и выглядел изумительно.

Затем набор корпуса и обшивка. Корпус обшивался каштановой рейкой толщиной 20-22 мм встык. На торец рейки наносилась эпоксидная смола, сверху накладывалась другая рейка и с силой прижималась. Сверлилось отверстие и завинчивался шуруп, чтобы рейки не расходились, пока не станет клей. Таких отверстий по длине рейки нужно было сделать не один десяток, и ввинтить шурупы надо было быстро, пока не затвердела эпоксидка. Если это не удавалось, то работа переделывалась. Надо сказать, что всегда, в любой ситуации, Виктор на первое место ставил качество работы и всегда работа, выполненная им, отличалась высочайшим качеством. После того, как смола затвердевала, шурупы выворачивались, а на их место вбивались деревянные шпильки. После деревянная обшивка корпуса на два раза покрывалась стекловолокном, пропитанным эпоксидкой и уже потом окрашивалась.

После обшивки яхты делали и устанавливали фальшкиль. На всю пластину фальшкиля свинца не хватило, поэтому отлили только концевую его часть, верхнюю же часть, которая примыкала к корпусу, лили из бетона. Далее - настил палубы, установка рубки, заливка палубных швов пеком и окраска. Потом установка рангоута и такелажа и спуск на воду!

Строительство яхты с перерывами продолжалось около шести лет.

Перерыв первый.

В 1986 году он - участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Уходил на шесть месяцев, а вернулся, "набрав дозу радиации" через три.

Перерыв второй.

В 1988-90 годах - участие в строительстве яхты "Фазиси" и в гонке. Виктор подключился к делу еще на стадии проектирования, и прошел нелегкий путь этого первого коммерческого проекта российских яхтсменов. К глубокому сожалению, несмотря на героические усилия участников проекта, он оказался трагическим (погиб российский шкипер Алексей Грищенко) и бесславным. В очередной раз наше любимое государство не только не поддержало своих героев, открестившись от них, но и всячески замалчивало успехи наших ребят.

Виктор был в составе экипажа вплоть до окончания второго этапа гонки Уитбрэд 89-90гг. Ввиду ротации экипажа ему дали отдохнуть один этап, пообещав пригласить на заключительный, но, как это часто бывает, нашлись другие люди, и он уже в этой гонке не участвовал. Он продолжает строительство яхты.

Перерыв третий.

По приглашению своих друзей - английских яхтсменов - Виктор стажируется на английской верфи "Elefant". Эта поездка, которую он планировал на две недели, затянулась на четыре месяца. Но она и дала очень много. В это время он познакомился с передовыми технологиями в ремонте, а главное - в строительстве яхт, и что очень важно - завязал тесные отношения с ведущими яхтенными конструкторами и дизайнерами. После эти связи будут использованы им при строительстве яхт по проекту "Wind of Сhangе". Там же получил приглашение от Королевского яхтклуба Великобритании на участие в трансатлантической гонке одиночек, которая должна была состояться в следующем, 91-ом году. По возвращении на Родину достраивает "Лагуну" - так назвал он свое детище.

Все это время находится очень много добровольных помощников, плененных его энтузиазмом, я бы даже сказал - фанатизмом. Помогали кто чем мог: кто работал на вспомогательных работах, кто собирал свинцовый лом для отливки фальшкиля, кто принесет кусок трубы, кто достанет килограмм медных гвоздей или шурупов, а кто из продуктов что-нибудь притащит.

Но основных помощников было четверо. Во-первых, это, конечно же, теща-"мама" Анна Нестеровна и жена Людмила (наших родителей к тому времени уже не было: отец погиб в море еще в 62-м, а мама умерла в 85-м). Анна Нестеровна - кормилица. На ней огород и хозяйство. Таких урожаев с огорода вокруг никто не собирал. Особенно хороши были помидоры! Жили в то время на ее пенсию, да на ею же выращенные фрукты-овощи. Денег, что зарабатывал Виктор, охраняя по ночам склады и убирая соседнюю кафешку, не хватало даже на материалы для яхты. То, что заработал в Англии - также ушло на строительство яхты.

Жена Людмила работала в книжном магазине, - заработки не ахти, но все помощь. Было еще двое постоянных помощника, два Саши - Бурлакин и Дзконян. Работали хорошо, с душой.

В конце октября после мытарств с чиновничьим людом отбыли в Одессу оформлять отход в Англию и "закрытие границы". В составе экипажа Виктор, Людмила и оба Александра. Уже на подходе к порту назначения их встретил жестокий шторм, в результате которого их "Лагуна" оказалась ближе к Стамбулу, чем к Одессе. На свой страх и риск решили идти в Стамбул, ибо задержка с выходом, ввиду надвигавшейся зимы, могла поставить крест на всем проекте.

Средиземное море порадовало встречей с русскими моряками с танкера "Кривбасс". Широка душа у русского любой профессии, но шире души русского моряка нет на свете! Полуголодных приняли на борту, как родных. Накормили, снабдили продуктами до самой Англии и недостающими картами на переход. Спасибо вам огромное, ребята!

У Сицилии - жесточайший шторм в открытом море. Как узнали позже, он разорил семь городов на побережье, погибло много судов. После Гибралтара пошли волны Атлантики. В Бискайском яхту трепало уже зимними штормами. На пределе сил в середине декабря пришли в Англию. В самой Англии факт прихода русских на маленькой яхте, когда известные мореплаватели-англичане уже давно вытащили свои парусники на берег, вызвал восторг и удивление.

Через некоторое время Бурлакин и Дзконян отбыли домой, а Виктор и Людмила, поселившись у приятелей, стали готовиться к старту гонки. Виктор работал на верфи, приводил в порядок поизносившиеся за период навигации яхты англичан, а Людмила выполняла нехитрую женскую работу: убирала в домах, шила занавески и шторы.

Приближалось время старта гонки. Заработанных денег кое-как хватило на то, чтобы подготовить "Лагуну" к гонке: выправить такелаж, запастись продуктами. И здесь не обошлось без помощников: сердобольные англичане помогали, кто чем мог. Мне запомнились самые крупные подарки: подруливающее устройство для яхты и продукты на рейс стоимостью фунтов на пятьдесят. В знак благодарности простым английским людям за их дружелюбие Виктор изменил название яхты. Она стала называться "Laguna British Frendly"

"Laguna British Frendly" в трансатлантической гонке.
В воскресенье, 7 июня 1992 года из Плимута стартовали 87 смельчаков. Впервые среди вымпелов одиночек над судами реял российский флаг.
Вот записи Виктора, сделанные в судовом журнале.
"Я счастлив, я достиг своей цели. Я мечтал об этом, но на пути к этой мечте я забыл о ней. Когда-то, где-то она потерялась на этом долгом пути..."

Всю дистанцию гонки "Лагуна" шла довольно ходко. Пройдя большую часть дистанции, Виктор даже не подозревал, что идет впереди всего флота. И вдруг, на 25-е сутки - штиль! Долгий, изматывающий. Обидно было застрять в самом конце. А когда, наконец, подул долгожданный ветер, он допустил ошибку. Открутилась скоба блока грота-шкотов, и Виктора гиком ударило по голове, сбило с ног. Он вспоминает потом об этом, как о самом кошмарном моменте гонки. "Душила обида: я, профессиональный штурман, умудрился заблудиться!"

Когда осознал, где находится, выяснилось: условия для захода в порт самые неблагоприятные.

Приходилось идти против течения и ветра. Вышел из залива, - волна стеной...

И вдруг "Лагуна" пошла легко, преодолевая все препятствия!

Виктор финишировал 4 июля, в великий праздник американцев - День независимости. С тех пор мы каждый год вспоминаем эту дату. Виктор шлет поздравления своим друзьям и мы, где бы ни были - поднимаем свой бокал за дружбу и большое морское братство и помним тот день, давший начало традиции.

Виктор занял почетное четвертое место в своем классе, и тот день для него запомнился на всю жизнь. Был волнующий финиш с толпами болельщиков, репортерами и интервью; были встречи с яхтсменами - уже знакомыми, и не очень. Конгрессмен США Рон Макли вручил русскому шкиперу Виктору Языкову американский национальный флаг, специально снятый по такому случаю с Капитолия, а жители Ньюпорта назвали его почетным гражданином своего города. Это был триумф!

Но наша жизнь многообразна, в ней всегда присутствуют успехи и неудачи. И большая бочка меда не обошлась без приличной ложки дегтя. За нарушение визового режима Виктора арестовали иммиграционные власти. Наверное, история США знает немного примеров, когда в подобном случае вмешивается президент, но этот случай был именно таким. За Виктора вступились американские друзья. Глава семьи потомственных военных еще с времен войны севера и юга, бригадный генерал специально звонил по этому поводу своему президенту, и Виктора освободили.

Проект "Wind of Change"

После бурных дней, ознаменовавших окончание гонки и празднование Дня независимости, наступили будни. Друзья, с которыми Виктор познакомился уже здесь в Штатах и еще раньше, при подготовке к гонке помогли устроиться с жильем и работой.

Вначале планировалось заработать немного денег на обратную дорогу и вернуться на "Лагуне" домой. Но со временем эти планы поменялись. Вместе с Бобом Адамсом, таким же фанатиком паруса, как и Виктор, было решено сделать совместный проект, в котором бы участвовали два яхтсмена: американец и русский. Цель проекта: построить яхту и участвовать на ней в гонке "Around Alone"1994-95годов. Даже в нынешней ситуации это непросто, а в 92-м году на Боба смотрели, как на сумасшедшего. Тогда Россия для большей части цивилизованного мира была жупелом, "империей зла". К чести Боба надо сказать, что он выдержал весь психологический прессинг как своего ближнего окружения, так и прочего люда.

Началась работа. В течение второй половины 92-го и первой половины 93-го года готовили проект, зарабатывали необходимые для начала деньги. Милую сердцу, доставшуюся неимоверными усилиями хозяина и еще многих людей "Лагуну" пришлось продать.

Строительство решили вести в родной Лазаревке. В штатах такое строительство обошлось бы слишком дорого - не потянуть. Функции разделили. Виктор должен был вести строительство, у него был уже достаточный опыт; Бобу досталась организация спонсорской программы, обеспечение оборудованием и материалами, тех которых нет в России.

В Лазаревском, в сотне-другой метров от берега моря находится маленькое предприятие, которое из древесины готовит нехитрые изделия и полуфабрикаты. "Пятая пятилетка" - его гордое название. На территории этого предприятия арендовали навес. К счастью он оказался довольно большим и высоким, что и позволило перестроить его в цех. Переоборудование заняло немного времени, и уже летом 93-го приступили к закладке корпуса пятидесятифутовой яхты. В проекте было заложено использование новейших технологий и материалов, применяющихся даже в космической промышленности: "соты" из стеклопластика и углеткань. Применение этих материалов существенно уменьшало вес яхты при одновременном увеличении прочности корпуса. Углепластик применялся также для изготовления мачты и других изделий.

К строительству подключился младший брат Станислав - профессиональный конструктор, закончивший в свое время Ленинградский кораблестроительный институт и долгое время проработавший в одном из номерных заводов на Волге. Помогал немного и я, в основном в соответствии со своей профессией, как снабженец.

Остальные работники были "пацаны" - молодые парни, горящие энтузиазмом и желанием, но в большинстве своем не имеющие навыков не только в таком деле, но и вообще не умеющие держать инструменты в руках. Надо сказать, что за эти годы некоторые из них, участвуя в проекте, получили колоссальный и уникальный опыт и стали высококлассными специалистами-универсалами. Сегодня эти ребята умеют делать почти всё.

Несмотря на то, что размеры цеха были велики, изготовить в нем корпус целиком не удалось. Было решено собирать его из двух половинок. Поначалу работа шла довольно споро. Были изготовлены матрица, некоторые детали набора. Заказали мачту и приступили к изготовлению половинок корпуса. Но потом стали возникать проблемы с материалами и деньгами. Спонсорскую программу, реализация которой была возложена на Боба Адамса, осуществить не удалось, а собственные средства уже были полностью вложены в строительство цеха, оборудование, материалы и на выплату заработной платы строителям.

Время приближалось к старту гонки, а проблем не уменьшалось. К тому же изготовители мачты не справились со своей задачей, мачта была забракована. Оказались потерянными материалы и деньги, а главное - время. Стало ясно, что к началу гонки яхта готова не будет.

Но на этом проект не погиб. Виктор вылетел на старт гонки в Чарльстон. Там они с Бобом познакомились с самыми новейшими проектными решениями в конструкции яхт и решили отказаться от достройки незаконченной яхты, а создать новый проект, учитывающий последние достижения в строительстве гоночных яхт.

Проект разрабатывали сами. Для консультаций привлекались лучшие дизайнеры США и Англии. Проект получил название "Black Sea 40"-сорокафутовик Черного моря. Было решено для участия в гонке "Around Alone" 1998-1999 годов сделать две яхты, чтобы можно было участвовать обоим яхтсменам.

Проект предусматривал использование композитных материалов: самого древнего материала, использовавшегося в судостроении - древесины и новейшего материала, используемого в космической промышленности - углепластика. Из древесины использовались бальса и каштановый шпон. Одним из самых сильных новшеств было применение "качающегося" киля, позволившего облегчить вес яхты, одновременно улучшив ее остойчивость. Для лучшей устойчивости на курсе применены бортовые шверты.

По возвращении Виктора из Штатов недостроенную яхту собрали из двух половин и продали по цене, не превышавшей стоимости материалов, ушедших на ее изготовление.

Нельзя сказать, что всё в тот период складывалось благополучно. Несмотря на то, что с финансами в это раз было лучше прежнего, задержка с поставками материалов выбивала из графика. Многие работы требовали высочайшей квалификации и специалистов, которых не только в Лазаревском, по всей России трудно отыскать. Так, например, для покраски яхт из США был приглашен знаменитый в яхтенном мире "лакировщик" Джейм Тимоти Уолш, который красил вертолеты самому президенту Клинтону. Но работа специалиста такого класса слишком дорого стоит, поэтому он лишь показал ребятам, как нужно красить и улетел. Однако знать, как нужно делать, и делать - вещи разные, поэтому многие работы приходилось переделывать по несколько раз, чтобы качество отвечало требованиям.

Позже, уже когда яхты были готовы и спущены на воду, Виктор, измочаленный и опустошенный всеми неурядицами, нервотрепкой и разборками с горе-строителями, в сердцах скажет: "Нельзя с нашими козлами строить яхты..., да и с американцами, тоже нельзя!"

И всё же из тех нескольких десятков парней, которые принимали участие в проекте есть с полдюжины ребят, которые с полным на то основанием могут сказать: "Я строил яхту, которая показала высочайшие ходовые качества в кругосветной гонке одиночек" или "Мы построили одну из самых лучших в мире яхт".

Но пока до окончания строительства было еще далеко, Виктору приходилось разрываться на два фронта. Выделенный под строительство яхт-клуба в устье реки участок грозили отнять, если на нем не будут вестись работы. Различного рода согласования и договоренности по этому поводу съедали массу времени. Время от времени появлялись партнеры, которые соглашались принять участие в постройке яхт-клуба, но их участие положения дел в корне не меняло - Виктору приходилось отрывать драгоценное время и внимание от основного дела - постройки яхт. И только лишь к весне следующего года партнером по постройке яхт-клуба стал московский бизнесмен Федор Михайлович. Он взял на себя заботы по этой стройке, а также стал одним из спонсоров Виктора.

Спуск яхт на воду первоначально намечался на начало мая, но затем неоднократно откладывался. В последней декаде июня яхту Боба спускали первой, на неделю раньше Витиной. Этот радостный момент затем многие увидели в "Клубе путешественников".

Подготовка к переходу и торжественные проводы затянули окончательный отход до 17-го июля - на полтора месяца позже запланированного.

Эта задержка усугубилась в дальнейшем слабыми противными ветрами в Атлантике, что поставило под сомнение участие Боба и Виктора в гонке. С Бобом так и случилось. За три дня до старта он заявил о своем неучастии в гонке.

От Виктора не было никаких вестей вплоть до его появления в Чарльстоне. Не знаю, есть ли среди богов тот, что отвечает за связь, но если он есть, то очень сердит на Виктора. Как в гонке через Атлантику в 92-ом, так и в этом переходе, так и на первом и на втором этапах гонки он оказывался без связи.

И тем не менее за два дня до старта он пришел в Чарльстон. Конечно же штрафное время, полученное Виктором за опоздание и старт на пять суток позже основной группы, никому не прибавят оптимизма, но он не отказался от борьбы. Последующие события показали, что всё, что было сделано ценой неимоверных усилий в течение долгих лет, не пропало даром, но вознаграждается успехом и признанием.

P.S. Виктор Языков успешно завершил кругосветную гонку для одиночек Around Alone 1998/99.


© 2004-2016 г.